Холуйский художественный промысел является самым юным из всего разнообразия лакового промысла. Зарождение его пошло от мастеров которые писали иконы, но мастера начали это ремесло с шестнадцатого века, тем самым Холуй является самым древним центром росписи. Вплоть до революции семнадцатого года здесь плотно занимались писанием икон, что в последствии стало не актуально из-за запрета их написания. Но на сегодняшний день народный промысел жив, в миниатюрной живопись с использованием темперных красок на изделиях из папье-маше. Из него изготавливают очень известные шкатулки Холуй, но также и ларцы, шкатулки, коробки и многое другое.
Для того чтобы изготовить шкатулку потребуется, прежде всего, из высококачественного картона из дерева спрессовать многослойную трубку, по форме и размеру она может быть различной, все будет зависеть от формы и вида изделия. Многослойные трубки называют навивами, их пропитывают горячим маслом из льна, и в последствии просушивают печи, до полного затвердевания масла. Из готового навива мастер создает заготовку будущей шкатулку, на которую он в последствии будет наносить грунт. В состав грунтовочной смеси входит льняное масло, сажа и глина. Высохший грунт проходит шлифовку, затем красят изнутри в красный, а снаружи черным, и в завершении художник ее расписывает. При росписи Холуйской шкатулки используют яичную темперу, которую наносят на лаковое изделие. Приготовление красок для росписи, по рецепту применяемому здесь, был использован еще давние века. С помощью таких красок работали древнерусские мастера, ими они создавали знаменитые иконы. В состав такой краски входит яичный желток, порошок из минералов, вода и уксус, все это растирается в однородную массу. От правильности смешанного состава зависела успешность готовой работы. Отличительной особенностью холуйской миниатюры от других, было то, что мастера дабы сэкономить средства обучались росписи не на будущих предметах искусства. Это происходило на картонных листах которые были выкрашены в черный с покрытием лака. Еще одним отличием холуйской живописи является применение в росписи тонов, синевато-зеленого и коричнево-оранжевого. За счет этого Холуйская роспись более реалистична и декоративна в сравнении с другими промыслами.