09:26, 3 августа@DV-ROSS#Финансы & Рынки#ПромышленностьМихаил Дегтярев заявил, что постарается снизить цены на бензин в Хабаровском крае. Для решения этой задачи он рассчитывает привлечь ФАС, так как видит признаки картельного сговора у продавцов топлива. Поможет ли это и реально ли справиться с вечной проблемой в отдельно взятом регионе — объяснил экономист.

В ходе своего визита в Комсомольск врио губернатора заявил, что необходимо проводить мониторинг цен на топливо, проверять АЗС и вообще наводить порядок в сфере продажи бензина.
— Передаю поручение сотрудникам с ФАС поработать. ФАС — это дамоклов меч государства, чтобы прекращать, пресекать картельные сговоры. У меня есть вопросы по образованию этой цены в крае, — заявил Михаил Дегтярев.
На первый взгляд, идея здравая, но проблема в том, что цены на бензин в Хабаровском крае далеко не самые высокие в России. В разных регионах стоимость может отличаться на два — три рубля, в зависимости от удаленности от нефтеперерабатывающих заводов, крупных логистических узлов, но жаловаться жителям нашего края на что-то вообще бессмысленно.
Средние цены на самый ходовой вид топлива АИ-92 в Ханты-Мансийске, Владивостоке или Биробиджане, в отличие от Хабаровска, уже превысили отметку в 45 рублей. У нас стоимость бензина даже дешевле, поэтому заявление Дегтярева о возможности дальнейшего снижения выглядят сомнительно.
— Это экономический бред. Представьте себе, если в Хабаровском крае серьезно упадут цены. Из соседнего Приморья моментально поедут бензовозы, которые за пять часов доедут до Бикина и наберут десять тонн топлива, — отметил Александр Латкин, профессор ВГУЭС.
Стоимость бензина можно опустить, но только во всей стране, а не в отдельно взятом регионе. Но в этом случае нужно разобраться с ценообразованием, которое в России довольно специфично.
— У нас огромное количество скважин появилось еще при социализме. Нефть там уже на истощении. Она идет с водой, огромные деньги тратят, чтобы ее выкачать и очистить. Находятся скважины, как правило, в суровых климатических условиях. По сравнению с Саудовской Аравией у нас намного дороже добывать нефть, — отметил Александр Латкин.
Многие страны все равно покупают черное золото из России, так как перерабатывающие заводы там построены под стандарты нашей нефти — менять оборудование слишком дорого. Отечественному потребителю на это в общем-то наплевать, но есть и другие проблемы. Примерно ¾ стоимости бензина в нашей стране — налоги и акцизы. Логистика, добыча и переработка нефти — мизер в сравнении с этим, а потому действия ФАС в лучшем случае позволят сбросить с цены на нефть несколько копеек.
Если Михаил Дегтярев реально хочет снизить стоимость бензина, то ехать с таким предложением придется не к антимонопольщикам, а прямиком в Кремль. Есть, впрочем, еще один выход из положения. Самый реальный способ уменьшить цены — покупать импортный продукт.
— Правительство Российской Федерации, насколько мне известно, разрешило покупать бензин за границей. Есть предприятия, перерабатывающие дешевую нефть и производящие доступный бензин. Мы могли бы его покупать. В Южной Корее, Японии и даже во Вьетнаме есть заводы. Танкерами можно завезти бензин во Владивосток, а может, и в Советскую Гавань. Логистика гораздо проще. А сейчас мы везем топливо на Дальний Восток в основном из Омска, частично из Хабаровска и Комсомольска, — резюмировал Александр Латкин.
Напомним, министр энергетики Александр Новак сообщил, что рост розничных цен на бензин и дизтопливо в России с начала 2020 года находится в рамках инфляции и не превышает накопленное изменение индекса потребительских цен в 3%. Ранее в Хабаровске резко выросли розничные цены на бензин. Это произошло впервые с марта месяца. На заправках «ННК-Хабаровскнефтепродукт» самый ходовой АИ-92 подорожал сразу на 42 копейки.
Игорь Скуловец, DVhab.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here