02:35, 2 июня@#Финансы & Рынки#ПромышленностьНа 11 дальневосточных регионов приходится всего два нефтеперерабатывающих завода

Почему так быстро дорожает бензин на Дальнем Востоке? Мнение эксперта

Цены на бензин на Дальнем Востоке растут практически без остановки. Почему так происходит изданию AmurMedia рассказал руководитель Аналитического центра Независимого топливного союза, кандидат экономических наук Григорий Баженов.

Как рассказал эксперт, рост цен на автомобильный бензин регистрируется с декабря 2020 года и продолжается по сей день. Тому есть несколько причин.

Ключевым драйвером биржевых, а следом и розничных цен, стал рост индексов экспортной альтернативы (нетбэков). Нетбэки — индексы, показывающие, сколько должна стоить тонна нефтепродуктов на внутреннем рынке, чтобы производителю было безразлично поставлять продукт на внутренний или внешний рынки. Если нетбэк выше внутренней цены — экспортная поставка выгоднее, товар уходит из страны, а биржевые цены корректируются на повышение. Ниже — наоборот.

По мнению Григория Баженова, нетбэки выросли по следующим причинам:

  • Плановое повышение акцизов на бензин и дизельное топливо 4%, которое произошло с 1 января 2021 года. Акцизы на автомобильный бензин пятого экологического класса выросли до 13 262 рублей/тонна, а на дизельное топливо — до 9188 рублей/тонна. Рост налоговой нагрузки на внутренний рынок повышает нетбэки. А это стимулирует экспортные поставки и дестимулирует внутренние. Относительно 2014 года акцизы выросли примерно в три раза.
  • Снижение коэффициента, используемого при расчете экспортных пошлин. Несмотря на рост пошлин, этот эффект не перекрыл эффект повышения акцизов — налицо усиление фискального диспаритета. Начиная с 2014 года экспортные пошлины снизились более, чем на 90%. К 2024 году они должны обнулиться.
  • Рост мировых цен на нефтепродукты. Это также стимулирует нефтяные компании больше продавать на экспорт, чем поставлять на внутренний рынок.
  • Покупка Минфином РФ значительного объёма валюты. Это не даёт рублю значительно укрепиться, в пользу чего говорят фундаментальные факторы валютного курса. В результате курс остаётся на прежнем уровне, что также не даёт упасть нетбэкам.

Ко всему этому следует добавить, что оптовые цены, обычно низкие в период с ноября по март, достигли летних значений уже в феврале 2021 года. Сейчас у нас наступил сезон высокого спроса (середина весны — начало осени), что дополнительно увеличивает оптовые цены, но уже со стороны потребления. Рост оптовых цен транслируется в розничный сегмент.

Также мы спросили Григория Александровича, почему Хабаровск стал лидером по скорости роста потребительских цен на бензин.

По словам экономиста, причины этого заложены в специфике дальневосточного топливного рынка. В частности, Григорий Александрович выделяет особенности этого рынка:

Во-первых, на 11 регионов Дальнего Востока приходится лишь два нефтеперерабатывающих завода — Комсомольский и Хабаровский НПЗ, и их совокупный объем производства автомобильного бензина меньше, чем объем совокупного потребления. Короче говоря, регион нуждается в дополнительных поставках товарного бензина из других регионов России. Однако, и это во-вторых, удаленность других НПЗ весьма значительна, что выступает причиной высокого железнодорожного тарифа на доставку топлива в направлении Дальневосточного федерального округа, который делает нецелесообразной с экономической точки зрения приобретение независимыми АЗС товарных нефтепродуктов у производителей других регионов России.

В-третьих, нефтепереработка и топливная розница России сегодня испытывают на себе серьезное давление со стороны регуляторной и фискальной политики, что снижает инвестиционный потенциал этих секторов.

В-четвертых, недостаточные объемы нефтепродуктов, выставляемых с Комсомольского НПЗ на биржевые торги (продукция Хабаровского НПЗ на биржевые торги не выставляется), что затрудняет приобретение свободных объемов независимыми операторами.

И, наконец, значительная удаленность населенных пунктов от мест выдачи топлива (г. Комсомольск-на-Амуре и г. Хабаровск), что удорожает логистику доставки нефтепродуктов в отдаленные населенные пункты Дальневосточного федерального округа, что также влияет на конечную розничную цену топлива, — добавил Григорий Баженов.

Источник: UssurMedia.ruТемы: Финансы & Рынки, Промышленность