03:09, 12 февраля@AmurPRESS#Финансы & Рынки

Общероссийский топливный кризис захлестнул Хабаровский край

Правительство Хабаровского края в ручном режиме пытается стабилизировать ситуацию на АЗС региона.

Накануне топливо поступило на автозаправочные станции Ванинского и Совгаванского районов, практически сбит ажиотаж в крупных городах. 12 февраля Михаил Дегтярёв подписал распоряжение о создании специального оперативного штаба, на котором в ежедневном режиме решаются вопросы по снабжению населения автомобильным топливом.

Однако ситуация продолжает оставаться напряженной и заставляет держать руку на пульсе, потому что далеко не все зависит от решений на местном уровне. Всё дело в том, что Хабаровский край оказался захлестнутым общероссийский топливным кризисом.

С осени 2020 года под влиянием изменения конъюнкты вырос спрос на нефть и моторное топливо на мировых рынках. В условиях роста цен в валюте и относительно низкого курса рубля для оптовых продавцов стало выгоднее продавать топливо на внешние рынки, чем на внутрироссийский – через биржу трейдерам или прямые поставки сетям АЗС. Перенаправление потоков сырья и готового топлива на внешние рынки привело к его дефициту на внутреннем и, как следствие, росту цен и нарушению ритмичности поставок розничным потребителям.

С целью улучшения ситуации Правительство РФ распорядилось увеличить нормы обязательных объёмов продажи на бирже бензина с 10 до 11%. Однако указанное распоряжение радикально не улучшило ситуацию, лишь частично стабилизировав биржевые цены. Не отыграл повышение и механизм демпфера, призванный через сборы с нефтяников с помощью налоговой ставки регулировать потоки, направляемые на внешний и внутренний рынки. Как сообщает «КоммерсантЪ», теоретически государство должно компенсировать компаниям часть потерь от продажи топлива внутри страны через демпфер, но в январе именно компании заплатят по этому механизму в бюджет.

Несмотря на то, что хронологически рост стоимости топлива и его дефицит на розничных АЗС совпали с плановой модернизацией Хабаровского НПЗ, напрямую эти явления между собой не связаны. Так, аналогичные проблемы отмечались и в других регионах Дальнего Востока и страны в целом, не входящих в географию поставок Хабаровского НПЗ.

Например, в начале февраля 2021 года портал «Бизнес.Онлайн» сообщал о том, что «в условиях дефицита топлива на внутреннем рынке его оптовая цена превысила розничную, и автозаправочные станции работают в убыток, а их сотрудники выдвигают требования властям». В своих требованиях розничные АЗС республики Татарстан указывали на необходимость увеличения производства бензина внутри страны. По информации издания, особенно тяжелая ситуация сложилась в регионах, куда моторное топливо поступает с удаленных от них нефтеперерабатывающих заводов.

Перебои с поставками топлива и стремительный рост цен на них, по данным «Московского Комсомольца», наблюдались и в Новосибирской области. Более короткое транспортное плечо не позволило полностью парализовать розницу, однако нехватку топлива жители региона всё равно успели ощутить.

Аналогичные проблемы отмечались в Амурской области. Губернатор региона Василий Орлов даже попросил жителей региона запастись терпением и отложить дальние поездки. Кроме того, на местных барахолках появились объявления о продаже бензина по цене в 100 рублей за 1 литр.

Бьют тревогу власти Забайкальского края, на заправках которого ощущаются перебои топлива и ощутимо выросли цены. Максимальная розничная цена на Аи-92 и Аи-95, например, зафиксирована в Каларском районе Забайкалья — 51,65 рубля и 54,85 рубля за литр соответственно. На дизельное топливо — в Газимуро-Заводском, Калганском и Нерчинско-Заводском районах, где она составила 59,8 рубля за литр. По данным правительства края, на данный момент бензин Аи-92 продается в среднем от 44,21 рубля до 50,48 рубля за литр, Аи-95 — от 46,45 рублей до 52,99 рубля за литр, дизтопливо — от 51,6 рубля до 58,25 рубля за литр.

Многочасовые очереди и отсутствие популярных марок бензина несколько недель отмечались в Приморском крае. Даже приехав на АЗС в 2 часа ночи автомобилисты сталкивались с очередью из нескольких десятков машин.

Таким образом, Хабаровский край и ситуация с топливом в нём оказалась далеко не уникальными в масштабе страны. Вместе с тем, несмотря на дефицит полномочий по регулированию топливного рынка глава Хабаровского края Михаил Дегтярёв направил вице-премьеру РФ Александру Новаку ряд предложений, призванных улучшить ситуацию со снабжение региона топливом и не допустить его дефицита на розничных АЗС.

По мнению сопредседателя хабаровской организации «Деловой России» Сергея Степанова, увеличение мировых цен на нефть для государства – это хорошо, так как растут поступления в бюджет. Однако в результате ситуация транслируется на внутренний рынок нефтепродуктов в сторону увеличения цен точно также, как это недавно было с биржевой группой продовольственных товаров.

«Повышение стоимости ГСМ неминуемо приведет к повышению стоимости всех групп товаров, а это шаг к росту инфляции, которая захватит страну в целом. Поэтому, на мой взгляд, государство должно вмешаться в ситуацию, как оно вмешалось с продуктами питания, и остановить неконтролируемый рост цен на топливо», — отмечает эксперт.

Источник: АмурПРЕССТемы: Финансы & Рынки