13:11, October 6@Transler#Финансы & Рынки

На сколько еще подорожает бензин

Предстоящее подорожание бензинов в розничной торговле у большинства экспертов сомнений не вызывает. А вот «разночтения» в их оценках ситуации и прогнозах – это, пожалуй, единственное, на что имеет смысл обратить внимание.

Но вначале не лишним будет привести итоги небольшого исследования, которое провели журналисты «АвтоВзгляда» — они решили выяснить, на сколько подорожали бензины марок Аи-92 и Аи-95 за последние пятнадцать лет.

И вот что получилось: с 2005 года АИ-92 подорожал в России на 265%, а АИ-95 — и вовсе на 278%.

Выкладки по ценам на портале дали по годам, но их «реактивный» (отмечают на «АвтоВзгляде») взлет пришелся на восьмилетку – с 2012 по 2021 год. Так, если в 2012 году розничная цена на Аи-92 составляла 27,47 рубля за литр, на Аи-95 – 30,97 рубля, то к 2021 году за литр Аи-92 российский автовладелец отдавал на автозаправке 46,05 рубля, а за литр Аи-95 – 51,11 рубля.

И, конечно, «традициям» не изменяют – удорожание бензинов продолжается. Например, координатор движения «Синие ведерки», руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов уверен, что «в 2022 году за литр самого востребованного в России 92-го бензина водители будут выкладывать минимум по 55 рублей».

И, скорее всего, он окажется прав – эксперты уже отметили, что на автозаправках начинают переписывать ценники. Если в сентябре значительно повышались оптовые (биржевые) цены, то сейчас они стали повышаться в рознице.

Аналитики топливного рынка уже не раз успели отметить, что повышение оптовых и розничных цен связано с сентябрьскими ремонтами на некоторых НПЗ. И, соответственно, возникли опасения, что дефицита топлива на рынке не избежать.

Ситуацию с оптом и розницей, а также проблемы независимых трейдеров прокомментировал руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

— Говорить о том, что розничные цены догоняют оптовые, нельзя. С начала года цены на топливо на бирже выросли намного сильнее, чем в рознице: АИ-92 подорожал за период январь — сентябрь на 13%, АИ-95 за то же время — на 17%. А розничная стоимость этих двух сортов бензина выросла в стране только на 5%. И проблема в том, что заправки боятся поднимать цены ещё больше, так как это резко ограничит спрос. Пока независимые АЗС только несут убытки — порядка 1,5 рубля с одного литра АИ-95 и около 2,5 рубля с одного литра АИ-92. Поэтому наибольший рост цен перекладывается в более дорогие сорта топлива (АИ-98 и АИ-100), — отметил он.   

Что касается независимых АЗС, то, заметим, проблема эта не нова – приличная часть их просто перестала существовать, а остальные на подходе к этому. Старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова, в свою очередь, напомнила о том, что в конце цепочки «ценовой чехарды» оказывается, как всегда, российский потребитель.

— На топливном рынке ценообразование определяют отчисления государству и растущая потребность в энергоносителях. В литре бензина в рознице примерно две трети стоимости —  это всевозможные акцизы, сборы, налоги. Они тут же отражаются в цене, потому что и производитель, и ретейл перекладывают эти издержки на плечи потребителя. Непосредственно цена самой нефти, исходного сырья здесь небольшая, но раз нефть резко дорожала в сентябре, логично предположить, что через повышение оптовых цен ранее она теперь дошла и до розницы, — подчеркнула эксперт.

А цены на топливо в октябре, по ее мнению, скорее всего, продолжат рост: «в среднем по месяцу возможна прибавка на 0,5–2%. По итогам года рост цены на бензин будет в пределах 8–10%». 

Взрывного роста цен на бензин, уверен топ-менеджер в области финансовых коммуникаций, экономист Андрей Лобода: «…с учётом официальной инфляции, превышающей семь процентов в годовом исчислении, цены на бензин беспрепятственно могут подрасти на два-три процента».

Но, так или иначе, все эксперты сходятся во мнении, что правительство приложит максимум усилий, что бы сдержать рост топливных цен, другое дело, насколько принимаемые им меры окажутся эффективными.

Автор фото:

Источник: ТранслерТемы: Финансы & Рынки